Муниципальное общеобразовательное учреждение "Пахаревская школа" с.Пахаревка, Джанкойского р-на Республики Крым


запомнить

 




Информация для родителей

\ql

 

Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32
"Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2014 N 31800)

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

www.consultant.ru


Дата сохранения: 20.05.2014

 

 

 

Зарегистрировано в Минюсте России 2 апреля 2014 г. N 31800

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 22 января 2014 г. N 32

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ПРИЕМА ГРАЖДАН НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165) и подпунктом 5.2.30 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; официальный интернет-портал правовой информации htpp://www.pravo.gov.ru, 4 января 2014 г.), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 15 февраля 2012 г. N 107 "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 апреля 2012 г., регистрационный N 23859);

от 4 июля 2012 г. N 521 "О внесении изменений в Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. N 107" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2012 г., регистрационный N 24999).

 

Министр

Д.В.ЛИВАНОВ

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 22 января 2014 г. N 32

 

ПОРЯДОК

ПРИЕМА ГРАЖДАН НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - Порядок) регламентирует прием граждан Российской Федерации (далее - граждане, дети) в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее соответственно - ОООД, общеобразовательные программы).

2. Прием иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, в ОООД для обучения по общеобразовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165) и настоящим Порядком.

3. Правила приема в конкретную ОООД на обучение по общеобразовательным программам (далее - правила приема) устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, ОООД самостоятельно. <1>

--------------------------------

<1> Часть 9 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165).

 

Прием граждан для обучения в филиале ОООД осуществляется в соответствии с правилами приема на обучение в ОООД.

4. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (далее - закрепленная территория). <1>

--------------------------------

<1> Часть 3 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165).

 

5. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165). В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. <1>

--------------------------------

<1> Часть 4 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165).

 

6. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165).

Организация индивидуального отбора при приеме в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Часть 5 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165).

 

Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта. <1>

--------------------------------

<1> Часть 6 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165).

 

7. ОООД обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. <1>

--------------------------------

<1> Часть 2 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165).

 

Государственные и муниципальные образовательные организации размещают распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального района, городского округа (в городах федерального значения - акт органа, определенного законами этих субъектов Российской Федерации) о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, издаваемый не позднее 1 февраля текущего года (далее - распорядительный акт о закрепленной территории).

8. Государственная или муниципальная образовательная организация с целью проведения организованного приема граждан в первый класс размещает на информационном стенде, на официальном сайте в сети "Интернет", в средствах массовой информации (в том числе электронных) информацию о:

количестве мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта о закрепленной территории;

наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 1 июля.

9. Прием граждан в ОООД осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032).

ОООД может осуществлять прием указанного заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка;

б) дата и место рождения ребенка;

в) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;

г) адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);

д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.

Примерная форма заявления размещается ОООД на информационном стенде и (или) на официальном сайте ОООД в сети "Интернет".

Для приема в ОООД:

родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;

родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

Копии предъявляемых при приеме документов хранятся в ОООД на время обучения ребенка.

10. Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы.

11. При приеме в ОООД для получения среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании установленного образца.

12. Требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в ОООД не допускается.

13. Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации ОООД, уставом ОООД фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка.

Подписью родителей (законных представителей) ребенка фиксируется также согласие на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Часть 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451).

 

14. Прием заявлений в первый класс ОООД для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года.

Зачисление в ОООД оформляется распорядительным актом ОООД в течение 7 рабочих дней после приема документов.

Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.

ОООД, закончившие прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля.

15. Для удобства родителей (законных представителей) детей ОООД устанавливают график приема документов в зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания).

16. При приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории, преимущественным правом обладают дети граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в ОООД в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

17. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. <1>

--------------------------------

<1> Часть 3 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165).

 

18. Документы, представленные родителями (законными представителями) детей, регистрируются в журнале приема заявлений. После регистрации заявления родителям (законным представителям) детей выдается расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в ОООД, о перечне представленных документов. Расписка заверяется подписью должностного лица ОООД, ответственного за прием документов, и печатью ОООД.

19. Распорядительные акты ОООД о приеме детей на обучение размещаются на информационном стенде ОООД в день их издания.

20. На каждого ребенка, зачисленного в ОООД, заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы.

 

 

 

 


                       Родительский лекторий:

 

 

 

 

 

 

             « ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

         РОДИТЕЛЕЙ ЗА  ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С   

                   НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И ЕЕ ВИДЫ»

 

 

                                                            Заместитель директора школы по ВР   Р.В.Ящук

 

 

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми: что это такое? жестокое обращение насилие

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

  • Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
  • Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  • Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
  • К психической форме насилия относятся:
    • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
    • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
    • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
    • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
    • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
    • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
  • Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
    • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
    • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
    • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
    • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
    • безработица, постоянные финансовые трудности;
    • постоянные супружеские конфликты;
    • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
    • низкий уровень культуры, образования;
    • негативные семейные традиции;
    • нежелательный ребенок;
    • умственные или физические недостатки ребенка;
    • «трудный» ребенок.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей.

Механизмы предотвращения и защиты детей от насилия и жестокого обращения в семье.

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации. Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

  • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
  • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
  • низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
  • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
  • задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
  • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Все выявленные семьи делятся на семьи группы риска и семьи, где дети находятся в социально опасном положении.

К семьям первой категории относятся конфликтные семьи. Сложные взаимоотношения между супругами в таких семьях часто приводят к тому, что они много времени уделяют выяснению отношений друг с другом, а дети в это время остаются без должного внимания и заботы. Как семьи группы риска, специалистами также рассматриваются «внешне благополучные семьи», в которых, несмотря на внешние признаки благополучия, ребенок не чувствует себя комфортно, что негативно сказывается на его психическом здоровье.

Учет детей, проживающих в семьях группы риска, ведется учреждениями образования, которые посещают дети. Ситуация контролируется социально-психоло-педагогическими службами этих учреждений. Сотрудники данных служб регулярно посещают семьи на дому, осуществляют профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями. Целью проводимой деятельности является предотвращение жестокого обращения с детьми. Не менее раза в полугодие результаты деятельности с ребенком и его семьей анализируются, вносятся изменения в план работы, делаются выводы о целесообразности снятия семьи с учета в случае улучшения микроклимата в семье либо о переводе семьи в категорию учета №2.

По семьям второй категории составляется межведомственный план защиты прав ребенка. После проведения психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление проблем в конкретной неблагополучной семье, специалистами социально-психолого-педагогических служб учреждений образований составляется индивидуальный план помощи семье и детям, планы коррекционно-реабилитационной работы с привлечением педагога-психолога, социального педагога, медицинской сестры, а также специалистов социально-педагогических центров, работников инспекции по делам несовершеннолетних, учреждений культуры, социальной защиты и других учреждений. Если проводимая с семьей работа не дает результатов, то далее следует обращение в органы опеки и попечительства районного отдела образования или в комиссию по делам несовершеннолетних (далее КДН) с ходатайством о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

  • КДН при наличии оснований принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение в течение трех дней с момента поступления ходатайства.

В своих действиях КДН, органы опеки и попечительства, управления внутренних дел и другие государственные органы и организации, занимающиеся защитой прав несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, руководствуются следующими нормативно-правовыми документами:

Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в семь

Международно-правовой запрет на применение в отношении ребенка насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения закреплен в ряде международно-правовых документов ООН и Совета Европы.

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) провозглашает в статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.) в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации … имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.) – документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, - таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации.

Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9).

Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.) – основной международный правовой документ, защищающий ребенка от жестокого обращения, где дано определение понятия «жестокое обращение» и определены меры защиты:

Статья 6 предусматривает обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка. В статье 16 говорится о том, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Статья 19 дает определение понятия «жестокого обращения» и определяет меры защиты: государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. В статье 24 подчеркивается необходимость обеспечения мер по борьбе с болезнями и недоеданием,

упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей. Статья 27 – о признании государством права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В статье 32 признается право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Статья 34 - о государственной защите ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и о необходимости принятия государством мер для предотвращения склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах. В соответствии со статьей 37 государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Статья 39 обязывает государства принимать все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

Декларация ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях»

установила, что в случаях, когда родители не проявляют заботы о своем ребенке или она является ненадлежащей, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны родственников родителей ребенка, о передаче ребенка на воспитание в другую семью или об усыновлении или, в случае необходимости, о помещении ребенка в специальное учреждение (ст.4).

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)

требуют принять и обеспечить соблюдение законодательства, запрещающего жестокое обращение с детьми и молодыми людьми и их эксплуатацию, а также использование их как орудие в преступной деятельности (принцип 53) и провозглашают, что «никакой ребенок … не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, школе, или в других учреждениях» (п.54).

Конвенция МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (подписана Россией в январе 2003 г.) к «наихудшим формам детского труда» относит все формы рабства и практику, сходную с рабством (продажа и торговля детей, долговая кабала, принудительный труд и т.д.); использование, вербовка или предложение ребенка для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений; использование, вербовка или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков; работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей (ст.3).

В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный Кодекс РФ и другие.

Конституция Российской Федерации, 1993 г. (с изменениями на 9 июня 2001 года).

Статья 17,ч.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 21, ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 38, ч.2 . Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 20 июля 2000 года).

Статья 14 закона гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или психологическое насилие над ними запрещены.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 27 декабря 2000 года)

В статье 5 утверждено право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства». Статьей 36 предусмотрено административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№120 –ФЗ от 24.06.1999г.)

определяет понятие «безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц». К беспризорным детям закон относит безнадзорных, не имеющих места жительства и (или) места пребывания. В качестве особого объекта социального воздействия, в том числе индивидуальной профилактической работы, закон выделяет «семьи, находящиеся в социально опасном положении», к которым он относит две категории семей: 1/ семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении; 2/ семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, направлена на своевременное выявление таких детей и семей, а также на их социально-педагогическую реабилитацию и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. В системе органов внутренних дел созданы специальные подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), в обязанности которых вменено выявление и предупреждение незаконных деяний в отношении несовершеннолетних со стороны их родителей (законных представителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияющих на поведение детей, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или антиобщественных действий либо жестоко обращающихся с ними или совершающие в отношении детей другие противоправные деяния.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 2 января 2000 года):

Статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства. Статья 56 посвящена праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Такая защита должна осуществляться его родителями или лицами, их замещающими, а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Вместе с тем ребенок имеет право и на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей. Так, до исполнения ему 14 лет он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства и другие организации по защите прав ребенка, а после 14 лет – в суд. В соответствии со статьей 65 при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Семейный Кодекс предусматривает «лишение родителей родительских прав» (статья 69) или «ограничение родительских прав» (статья 73) как меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье. Статья 77 предусматривает, что при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (одного из них). Данная статья предназначена для решения таких ситуаций, когда только возникает опасность для ребенка со стороны родителей. При этом неважно, наступили или нет негативные последствия такой опасности, главным является наличие ее признаков. Использовать такую меру защиты прав и интересов ребенка могут только органы опеки и попечительства, для которых выполнение такой меры является профессиональной обязанностью. Они обязаны отобрать несовершеннолетнего при непосредственной угрозе его жизни или здоровью не только у его родителей, но и у других лиц, на попечении которых он находится. Правовым основанием здесь является постановление органа местного самоуправления. В его основе должен лежать акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органа опеки и попечительства. В постановлении констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для жизни и здоровья обстановке и дается указание о его немедленном отобрании. Существует установленная последовательность действий в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего:

- незамедлительно уведомить об этом прокурора (в некоторых случаях прокурор решает вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей, совершивших общественно опасное деяние);

- временное устройство отобранного ребенка (в воспитательное, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты);

- предъявление иска в суд об ограничении или лишении родительских прав (иск может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, дошкольными и образовательными учреждениями, прокурором).

Ограничение родительских прав осуществляется только в порядке судебного разбирательства с участием прокурора и органа опеки и попечительства (ст.70 СК).

Ограничение родительских прав – это временная мера, которая обычно применяется в целях предупреждения какой-либо опасности, грозящей жизни и здоровью ребенка либо его воспитанию. Оно допускается также в случаях, когда оставление ребенка с родителями, вследствие их поведения, является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей родительских прав. Если родители не изменяют своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев (в интересах ребенка и до истечения этого срока) после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав (ст.73СК). При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей. Ограничение родительских прав не исключает полностью контактов родителя, чьи родительские права были ограничены, с ребенком. Такие контакты возможны, если они не оказывают на ребенка вредного воздействия. Допускаются они с согласия органа опеки и попечительства, либо с согласия опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок.

Лишение родительских прав является исключительной мерой, которая применяется в случаях, когда изменить поведение родителей в лучшую сторону уже невозможно, (ст.69 СК) если они:

- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других учреждений;

- злоупотребляют своими родительскими правами;

- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие, покушаются на их половую неприкосновенность;

- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

- совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей, либо против жизни или здоровья своего супруга. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.

При решении вопроса о восстановлении родительских прав суд должен учитывать мнение ребенка, а если ребенку исполнилось 10 лет, то восстановление родительских прав возможно только с его согласия.

Уголовный Кодекс РФ

предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми:

– за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);

– за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (№2202-1 от 17.01. 1992г.)

наделяет прокуроров широкими полномочиями, направленными на защиту прав и свобод несовершеннолетних, в том числе в области защиты детей от жестокого обращения и семейного насилия. По выявленным фактам жестокого обращения с детьми принимаются меры прокурорского реагирования: приносятся протесты, вносятся представления, направляются иски в суды в защиту прав и законных интересов детей, выносятся предостережения.

Эффективности предупреждения жестокого обращения с несовершеннолетними, социальной реабилитации и социальной адаптации жертв семейного насилия должен способствовать межведомственный подход к решению этих проблем с помощью всего гражданского общества, взаимодействие ведомств всех ветвей власти с правозащитными и иными общественными организациями, в том числе, учреждение в ряде регионов должности уполномоченного по правам ребенка.

В заключение, следует отметить, что лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»

РазмещенЮридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение [1]. Целостного понятия юридической ответственности родителей за жестокое обращение с детьми не упоминается в юридической литературе. Но из самого понятия «юридическая ответственность» и «жестокое обращение с детьми», которое упоминалось ранее в данной работе, можно выделить, что виновным лицом здесь являются родители или лица их заменяющие, противоправные действия (бездействия) которых выражались в одной из форм жестокого обращения с ребенком или одновременно в нескольких формах. Из этого следует, что юридическая ответственность родителей за жестокое обращение с детьми – это применение мер государственного принуждения к родителям или лицам их заменяющим за совершение противоправных действий по отношению к ребенку, выраженных в форме физического, психологического, или сексуального насилия, а также пренебрежения основными нуждами ребенка.

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности за жестокое обращение с детьми в семье. Это административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (п. 1 ст. 5.35 КоАП РФ).

Неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей - систематичные противоправные действия (бездействия), осуществляемые в течение продолжительного времени.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35 КоАП). Рассмотрение таких дел относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Так, статья 69 Семейного кодекса предусматривает лишение родительских прав, если родители уклоняются от выполнения своих обязанностей, злоупотребляют своими правами, жестокого обращаются с детьми (физическое, психологическое, сексуальное насилие), совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своего ребенка, являются больными хроническим алкоголизмом и наркоманией. Лишение родительских прав осуществляется в судебном порядке. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком (п. 1 ст. 71 СК РФ), но в то же время лишение родительских прав не освобождает их от обязанности содержать своего ребенка (п.2 ст.71 СК РФ).

одители могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления, совершенные в отношение своих детей по статье 110 (доведение до самоубийства), статье 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), статье 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), статье 113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта), статье 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), статье 116 (побои), статье 117 (истязание), статье 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), статье 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ст.124 (неоказание помощи больному), статье 125 (оставление в опасности), 1271 (торговля людьми), 1272 (использование рабского труда), статье 131 (изнасилование), статье 132 (насильственные действия сексуального характера), статье 133 (понуждение к действиям сексуального характера), статье 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста), статье 135 (развратные действия), статье 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) и другим.

Данный ряд статьей указывает на жестокое обращение родителей с детьми, приводящим к наступлению последствий. Уголовная ответственность для родителей наступает в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы, в зависимости от тяжести преступления по отношению к ребенку.

Особо обратим внимание на статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями или лицами их заменяющими, если это деяние соединено с жестоким обращением.

Неисполнение обязанностей родителями может привести к ухудшению здоровья, нарушению нормального психического развития ребенка и формирования его личности.

Жестокость выражается в непредоставление несовершеннолетнему питания, одежды, крова, запирание на долгое время, а также в систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев и в других действиях.

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями и лицами их заменяющими наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет.

 

о на Allbest.ru